|
СОВЕТЫ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЕЙ С АКПП
Полезная информация по
эксплуатации АКПП |
Этапы
комплексной диагностики АКПП |
Внешний осмотр АКПП;
Считывание компьютерных кодов автоматической коробки;
Проверка качества и уровня масла в АКПП;
Замер давления в АКПП;
Тест драйв (Test drive).
|
что
нужно знать при покупке новой или б/у АКПП? |
1. Необходимо точно определить
модель, тип, модификацию или код АКПП, которая стоит на
вашем автомобиле. Скажем сразу, для этого не достаточно знать марку, год
выпуска и
объем двигателя вашего авто. Нужная вам информация не указывается ни в
каталогах, ни
на подкапотной табличке. Она может быть указана только на самой АКПП в
виде таблички
или клеймения.
2. В некоторых случаях новую АКПП найти сложно, т.к. такие модели сняты
с прозводства.
Тогда придется выбирать среди б/у коробок При выборе б/у АКПП
предпочтение следует отдавать:
коробкам, которые на момент продажи агрегатированы с двигателем - это
уменьшает
вероятность попадания внутрь грязи при хранении, продавцам у которых
есть соответствующие условия хранения.
3. Купленную АКПП необходимо тщательно обслужить — заменить фильтры,
прокладки,
сальники, продуть все магистрали, очистить радиаторы охлаждения,
заменить масло.
|
Масла
для автоматических коробок передач |
К маслам, работающим в АКПП,
предъявляются гораздо более высокие требования по
вязкости, антифрикционным, противоизносным и антиокислительным
свойствам, чем к
маслам, применяемым в других агрегатах. Поскольку АКПП включают в себя
несколько
совершенно разнородных узлов — гидротрансформатор, шестеренчатую коробку
передач, сложную систему управления — спектр функций масла весьма широк.
Оно и смазывает, и охлаждает, и передает крутящий момент.
Крупнейшие производители АКПП разработали отдельные спецификации для
автоматических
трансмиссионных жидкостей — ATF (Automatic Transmission Fluids). Большую
часть
требований современного парка АКПП для легковых автомобилей выполняют
масла класса
Dexron III. Масла этого класса совместимы между собой. Они применимы в
большинстве
случаев, когда производитель АКПП требует применения жидкости Dexron II.
Однако
иногда производитель АКПП требует использовать только специальное масло
либо только
определенную жидкость и никакую другую (например, Dexron II-D).
Масла для АКПП выпускаются под особыми индексами, наиболее
распространенные из
которых — Type F, Dexron, Mercon. Различаются они в основном
фрикционными
характеристиками. Все эти жидкости представляют собой минеральные масла
с хорошей
низкотемпературной текучестью. Жидкости Dexron (Dexron II, Dexron IIE,
Dexron III)
соответствуют требованиям, предъявляемым к автоматическим трансмиссиям
GM, Mercon —
трансмиссиям Ford, выпущенным после 1981г., а Type F (спецификация Ford
M2C33F) — к
Ford выпуска до 1981г.
Кроме требований GM и Ford при оценке качества масел для АКПП часто
используются
заводские спецификации фирм Chrysler, Mercedes Benz, MAN, Toyota,
Allison, Renk,
Voith, ZF и другие. Перепутать масла для АКПП с обычными
трансмиссионными довольно
трудно — первые, как правило, окрашивают в красный цвет. Внутри этого
стандарта —
несколько категорий, определяющих качество жидкости. Первый, самый
низший уровень,
ATF тип «А» суффикс «А» — только минеральные масла. Второй — Dexron II D
и Dexron II
E — и минеральные, и синтетические. Третий — Dexron III и Dexron III
Plus - как
правило, синтетические. |
Как
определить неисправность АКПП? |
Первым симптомом неисправности в
автоматической трансмиссии будет заметная пауза между переводом рычага
селектора в положение «D», нажатием на педаль газа и
движением машины. Неисправность АКПП может проявиться и в том, что
коробка
медленно переключается с первой передачи на вторую или какая-нибудь
передача перестанет включаться совсем. Если при таких симптомах быстро
обратиться в сервис, то возможно обойтись небольшим ремонтом.
Многих серьезных проблем с АКПП можно избежать, если регулярно проверять
уровень и состояние жидкости в автоматической трансмиссии.
|
Как
проверить уровень масла в АКПП ? |
Для большинства автомобилей
уровень масла (ATF) в автоматической коробке
перемены передач (АКПП) проверяется при
работающем двигателе и установке рычага выбора
диапазона (РВД) в положение "P". На щупе для
измерения масла в АКПП, как правило, имеется
несколько меток. Две верхние, а иногда и
единственные, соответствуют нормальному уровню
масла, прогретого до рабочей температуры (90 С).
Часто этот участок щупа отмечен насечкой и/или
надписью "Hot". Для того чтобы масло в АКПП
прогрелось до рабочей температуры необходимо
проехать километров 15-20. После прогрева масла в
АКПП установите автомобиль на ровной,
горизонтальной площадке. Вытащите щуп из АКПП, и
насухо протрите его. Затем вставьте щуп обратно в
щуповую трубу до упора и вновь извлеките. Самое
нижнее, сухое место на щупе и будет
соответствовать уровню масла в АКПП.
|
Сколько масла следует
заливать в АКПП? |
В зависимости от типа, АКПП может вмещать от 4,2
литра до 15,5 литра ATF . Надо иметь в виду, что при
замене сливается далеко не весь объем масла.
Часть масла остается в каналах системы
управления, и, кроме того, далеко не все
трансформаторы имеют пробки для слива из них
масла. Поэтому при сливе масла часть его остается
в АКПП, но это считается допустимым. Если Вы
хотите полностью сменить масло, то необходима
двух или трехкратная замена масла.
|
Как часто следует менять
масло в АКПП ? |
Срок замены масла зависит от
типа АКПП, и, обычно, при нормальных условиях
эксплуатации рекомендуется его менять через 70
тысяч километров пробега автомобиля (либо через 2
года), и через 25 тысяч километров (либо через 1
год), если условия эксплуатации отличны от
нормальных (жаркий климат, холодный климат,
эксплуатация в условиях мегаполиса, постоянная
эксплуатация машины с полной загрузкой и т.п.).
Независимо ни от чего регулярно (1 раз в неделю)
проверяйте качество масла в АКПП Вашего
автомобиля. Придерживаться установленных сроков
замены следует, если в процессе эксплуатации не
происходит значительного изменения качества
масла или Вы не попадали в сложные условия
движения (застряли, долго буксировали другой
автомобиль и т.п.). В случае потемнения масла и или
приобретения им горелого запаха необходимо его
заменить, не дожидаясь планового срока замены. Но
не всегда замена горелого масла может спасти
положение. Чаще всего в этих случаях требуется
капитальный ремонт АКПП. |
Чем опасны
заниженный или завышенный уровень масла в АКПП? |
Слишком низкий уровень ATF
опасен тем, что насос вместе с маслом начинает
захватывать воздух. В результате образуется
воздушно-масляная "эмульсия", которая
хорошо сжимается и имеет низкую теплоемкость и
теплопроводность. Масло теряет важнейшие из
своих свойств и становится сжимаемым. Следствием
этого будут снижение давления в системе
управления, плохой отвод тепла из АКПП, ухудшение
смазки трущихся элементов. Эксплуатация
автомобиля со вспененным маслом в АКПП быстро
выведет коробку из строя. Хотелось бы отметить,
что не стоит путать отдельные крупные пузырьки
воздуха в масле на щупе (что иногда бывает) с
пенящимся маслом, которое представляет собой
равномерно вспененную жидкость с очень мелкими
пузырьками воздуха. Вспенивание масла
увеличивают его объем, поэтому при проверке
уровня он окажется завышенным. В этом случае
следует заглушить двигатель и дать отстояться
маслу в течение некоторого времени, и затем, не
заводя двигатель, проверить уровень масла. Если
щуп окажется совсем сухой, то можно смело долить
литр, а то и два.
Масло может вспениваться и вращающимися
деталями АКПП, если уровень превышает допустимое
значение. В этом случае в масло начинают
окунаться вращающиеся детали АКПП и вспенивают
его. Вспенивание происходит не сразу после
запуска двигателя, как в случае с заниженным
уровнем, а в процессе движения, особенно с
высокими оборотами двигателя.
Как в случае заниженного уровня масла, так и в
случае завышенного уровня вспенивание масла
приводит к увеличению его объема, и, как
следствие этого, к его выбросу через сапун
коробки передач. Заглянув под машину, можно часто
увидеть там, что вся коробка в масле.
|
Надо ли прогревать
АКПП перед началом движения ? |
Первое время после начала
движения рекомендуется избегать динамичной
езды, пока масла во всех агрегатах не прогрелось
до рабочей температуры. В холодное время года, до
начала движения не помешает немного прогреть
масло в АКПП. Для этого необходимо переместить
РВД во все положения, задерживаясь в каждом из
них на несколько секунд. Затем включите один из
диапазонов движения, и несколько минут
удерживайте автомобиль тормозом, двигатель при
этом должен работать на холостых оборотах. |
Как выглядит
система охлаждения АКПП ? |
Главным источником
тепловыделения в АКПП является
гидротрансформатор. Причем при больших
нагрузках выделение тепла достаточно велико.
Рабочая температура трансмиссии сравнима с
температурой двигателя, а может и превышать ее.
Поэтому автомобили с АКПП имеют специальную
систему охлаждения, радиатор которой либо
встроен в радиатор системы охлаждения двигателя,
либо установлен отдельно и охлаждается
воздушным потоком.
|
Обслуживание АКПП |
Обслуживание АКПП сводится к
контролю за уровнем трансмиссионного масла и
своевременной его замене вместе с фильтром.
Перио-дичность замены, при эксплуатации в
городских условиях, определяется пробегом, в
среднем 30 тыс. км. Конструктивной особенностью
автоматических коробок является то, что
невозможно произвести полный слив масла без их
разборки. Поэтому при очередном обслуживании
заменяется, как правило, только большая его
часть. Рекомендуем выполнять эту операцию при
помощи специалистов.
Если вы купили подержанный автомобиль, не
спешите менять масло в коробке, по возможности
узнайте, когда в последний раз производилась его
замена. Если реже установленных сроков или не
менялось совсем, то из-за высоких моющих свойств
свежего масла велика вероятность выхода АКПП из
строя по причине попадания продуктов износа в
каналы управления.
Есть три варианта: оставить старое масло и
продолжить эксплуатировать автомобиль, заменить
его и, наконец, перебрать АКПП в ремонтной
мастерской.
Если же вы все-таки реши-лись на замену, то
необходимо сливать и заливать свежее масло не
менее трех раз подряд, при этом запуская
двигатель на 10-15 мин. |
|